<< НазадОглавлениеДалее >> |
АССИРИЯ |
Страница: 35 из 36 |
В области
архитектуры ассирийские зодчие имели
крупные достижения. Наиболее важные
строения возводились на высоких
кирпичных платформах; все постройки
сооружались из сырцового кирпича (обожженный
кирпич и камень применялись, и то
далеко не всегда, лишь для облицовки).
Так как сырцовый кирпич — материал, не
допускающий сложных архитектурных
форм, ассирийское зодчество
пользовалось ограниченным числом
приемов: прямые линии, чередование
выступов и ниш, открытые портики со
столбами и с двумя башнями по бокам —
так называемые “хеттские бит-хилани”.
Стены зданий были глухие, комнаты, как и
в Вавилонии, открывались во внутренний
двор. Известен был арочный свод, но
обычно перекрытия были балочные,
накатом; свет проходил через отверстия,
сделанные в потолке или в стенах под
потолком. При храмах важнейших божеств
строились ступенчатые башни (зиккураты)
несколько иной конструкции, чем и
Вавилонии. Центральным
сооружением крупного ассирийского
города являлся царский дворец,
занимавший значительную часть его
площади. Такой дворец представлял
собой крепостное сооружение на высокой
платформе. Стены с выступами
прямоугольных башен, увенчанные
ступенчатыми зубцами, были сложены
обычно целиком из сырцового кирпича.
Арочные входы были украшены каменными
изваяниями крылатых быков и львов с
человеческими лицами —божеств-хранителей
дворца. Наружных украшений у зданий,
кроме описанных, по большей части не
имелось. Художественно оформлялись
главным образом внутренние помещения,
в особенности узкие и длинные парадные
залы дворцов. Здесь применялись
раскрашенные рельефы, роспись и
цветные изразцы. Особенно известны
ассирийские рельефы. Они высекались на
больших каменных плитах, которыми
облицовывались нижние части стен во
внутренних помещениях дворцов. Обычай
изготовления рельефных плит был
заимствован из Митанни или от хеттов;
вообще в изобразительном искусстве
Ассирии имеется множество элементов,
восходящих к хурритскому и хеттскому
искусству. Рельефы более раннего
периода (по IX в. до н.э. включительно)
отличаются большей связанностью фигур,
отсутствием в них динамичности,
преувеличенным подчёркиванием
физической силы. Начиная с VIII в.
работавшие в Ассирии художники
несколько более приближаются к
правдивой передаче действительности,
начинают пользоваться пейзажем.
Особенно замечательны изображения
животных и сцены охоты времени
Ашшурбанапала. Однако
достижения ассирийского искусства
остаются ограниченными. Для него
характерно ремесленное, хотя и
квалифицированное использование
заранее разработанных трафаретов;
иногда — как в случае охотничьих сцен
— художник умело их сочетает,
добиваясь жизненности изображения;
тематика же ограничена военными,
культовыми и охотничьими сценами, а
идейное содержание сводится к
восхвалению мощи ассирийского царя и
ассирийского войска и к посрамлению
врагов Ассирии. Нет интереса к передаче
конкретного образа человека и его
окружения, в изображениях сохраняется
трафаретный тип лица, условный
разворот тела и т. п. Несмотря
на то, что в изобразительном искусстве
достижения ассирийцев были
сравнительно невелики, оно всё же
оказало немалое влияние на официальное
искусство более позднего государства
того же типа — Персидской державы,
развитие которого пошло по путям,
проложенным ассирийскими художниками;
при этом были лишь усилены элементы
трафаретности и декоративности
изображений. Источник: "Всемирная история" Том 1. под ред. Ю.П. Францева |
<< НазадОглавлениеДалее >> |
|
Страница: 35 из 36 |