<< НазадОглавлениеДалее >> |
ШУМЕР И АККАД |
Страница: 3 из 7 |
Третий
аккадский царь из династии Саргона по
имени Маништусу, продолжал внешнюю
политику своих предшественников. Так,
он предпринял поход в Элам, чтобы
подавить вспыхнувшее там восстание, и
покорил области Элама — Ан-шан и
Ширпхум. Не довольствуясь этой победой,
он отправил свои войска через
Персидский залив и вторгся в
юго-западную область Ирана, где разбил
коалицию правителей 32 городов и
захватил богатые серебряные рудники и
каменоломни. Внутренняя
политика Маништусу определяется,
главным образом, необходимостью
внутренне упрочить большое Аккадское
царство, созданное крупными
завоеваниями в течение трёх
царствований. Так, Маништусу старается
щедрыми дарами расположить к себе
влиятельную жреческую аристократию
Шумера. Чтобы заручиться поддержкой
шумерийского жречества, Маништусу
особым указом устанавливает размер
владений и доходов храма бога Шамаша,
жертвуя ему в то же время золотые и
серебряные слитки весом в 30 талантов.
Чтобы укрепить свою власть в Эламе,
Маништусу старается привлечь на свою
сторону эламское жречество. Так, он
посвящает свою статую эламскому богу
Нарути. Характерна земельная политика
Маништусу. В четырёх надписях его
времени, сохранившихся на одном
обелиске, в крайне сжатой и несколько
неясной форме фиксируется покупка
царём у ряда лиц крупных земельных
владений близ Киша и других городов.
Имеются основания полагать, что
Маништусу приобрёл эти земли у общин,
поскольку упоминаемые в надписях лица
названы "братьями" и "детьми".
Фактически руководящее положение в
этих общинах занимали "господа
поля" и "старейшины поля",
которые входили в состав выделяющейся
из общин родовой аристократии,
образующей наиболее древние слои
рабовладельцев. Именно эти наиболее
знатные и богатые аристократы и
упоминаются в надписи на обелиске
Маништусу в качестве "едоков (т. е.
получателей) серебра", как тогда
называли продавцов. Очевидно, эти
наиболее богатые и влиятельные главы
общин, продавая царю общинные земли,
содействовали, тем самым, укреплению и
расширению царского земельного фонда.
С другой стороны, весьма возможно, что
часть этих земель была на тех или иных
условиях передана царём различным
представителям служилой и постепенно
образующейся земледельческой знати,
которая в своих поместьях
эксплуатировала труд рабов. В надписи
на обелиске Маништусу говорится, что на
купленных царём землях были поселены
представители аккадского
чиновничества и жречества, а также
шумерийские аристократы и среди них
родственники или потомки патэси Уммы (Гишху),
сын патэси Лагаша и другие знатные
богачи. Очевидно, это мероприятие царя
имело своей целью не только увеличить
количество земель, сосредоточенных в
его руках, но вместе с тем щедрыми
дарами расположить к себе влиятельную
знать Шумера и Аккада, а также
приблизить её к царскому двору,
поставив под некоторый, очевидно,
экономический контроль и контроль
центральной власти.
|
<< НазадОглавлениеДалее >> |
|
Страница: 3 из 7 |