<< НазадОглавление |
ШУМЕР И АККАД |
Страница: 7 из 7 |
После
изгнания гутиев господство в
Месопотамии переходит к
могущественным царям III династии Ура,
одного из древнейших городов Шумера.
Огромное количество надписей,
сохранившихся от этого времени, даёт
яркое представление о хозяйственном,
общественном и государственном строе
того времени, а также о внешней
политике царей Ура. Объединение всей
Месопотамии в единое и
централизованное государство дало
новый толчок развитию
земледельческого хозяйства.
Центральное правительство особенно
заботится о содержании в порядке и
расширении ирригационной сети.
Проводятся новые каналы, остатки
которых сохранились до нашего времени
близ Уумы. Особенного расцвета
достигает крупное государственное
хозяйство, которое к этому времени
почти полностью поглотило храмовое
хозяйство. О государственном хозяйстве
мы располагаем большим количеством
данных благодаря хорошо сохранившимся
многочисленным документам
хозяйственной отчётности. Судя по этим
документам, обширные земельные
владения, принадлежавшие государству,
обрабатывались при помощи труда рабов,
рабынь и, в значительно меньшей степени,
при помощи труда свободных наёмных
работников. Очевидно, классовое
расслоение достигло в это время
значительных размеров. Разложение
старых сельских общин привело к
выделению из их среды, с одной стороны,
зажиточных средних слоев, с другой
стороны — разорившихся бедняков,
которые либо совсем утеряли свои
земельные наделы, либо сохранили лишь
карликовые поля. Эти бедняки для того,
чтобы прокормить свою семью, должны
были работать за скромное
вознаграждение натурой в поместьях
крупных аристократов или в
государственном хозяйстве. Постепенно,
всё более и более разоряясь, они с
течением времени попадали в долговую
кабалу или обращались в рабство. Яркую
картину резкого классового расслоения
даёт один документ этого времени, в
котором указываются размеры земельных
владений различных лиц, живших в Лагаше.
Так, верховный жрец имел 36 га земли, его
помощник — 18 га, заведующие
хозяйством — по 15 га, в то время как
мелкие землевладельцы имели лишь от 5/6
до 1 целой 1/2 га земли. Значительного
развития достигают и другие виды
сельского хозяйства, в частности,
скотоводство и садоводство, на что
указывают соответствующие надписи. С
развитием сельского хозяйства тесно
связано и развитие ремесленного
производства, что видно из ряда
документов, содержащих отчёты о
продукции больших ремесленных
мастерских, в которых изготовлялись
корзины, обрабатывались шерсть,
металлы и т. д. Сохранились и отчёты
складов, в которых хранились кожи,
шерсть, дерево и медь. Хозяйство в целом
всё ещё сохраняло свой древний
натуральный характер. Близ Ниппура был
построен огромный склад, где хранились
зерно, овощи, плоды и другие продукты,
поступавшие в Ниппурский храм в
качестве натуральных повинностей от
населения. Однако наряду с этим всё
больше развивается как внутренняя, так
и внешняя торговля. До нас дошли отчёты
лавок, которые торговали самыми
разнообразными продуктами и
предметами. В связи с развитием
торговли всё чаще применяются весовые
металлические деньги, главным образом,
в виде слитков серебра. Государство
строго централизуется и находится под
властью единого обоготворявшегося
царя. Патэси, которые ранее были
самостоятельными правителями
маленьких, почти независимых
государств, ныне превращаются в
наместников царя, простые чиновников,
послушных воле верховного властителя.
Надписи говорят о том, что патэси были
слабо связаны со своим городом и что
царь их часто переводил из одного
города в другой. Патэси сосредоточивал
в своих руках административные,
судебные финансово-податные функции и
в своей деятельности был тесно связан с
храмами, имея возможность пользоваться
их хозяйственными ресурсами. Об
усилении центральной власти говорит и
появление древнейшего судебного
кодекса, обломки которого сохранились
до наших дней. Этот судебник
устанавливает нормы семейного права,
наследования и усыновления.
Законодателя особенно интересуют
вопросы аренды, охраны фруктовых садов,
ответственности пастуха за вверенный
ему скот, а также наказания за
укрывательство беглых рабов. Помимо
того, сохранились статьи, жестоко
каравшие строптивых рабов Очень много
ценных сведений относительно
хозяйственного и общественного строя
Аккада после падения III династии Ура
сохранилось в сборнике законов
Билаламы, царя Эшнунны, роскошный
дворец которого был раскопан на месте
современного Тель-Асмара. Эти законы,
относящиеся к XX в. до н. э. регулируют
хозяйственную жизнь и взаимоотношения
между свободными людьми, как богатыми
рабовладельцами, так и менее
зажиточными и, возможно, не всегда
полноправными представителями средних
слоев населения (мушкену), наконец,
бедняками, продававшими свои труд, и
рабами. Судя по некоторым статьям этого
сборника законов, многие бедняки,
очевидно, выходцы из сельских общин,
поступали на работу к зажиточным
земледельцам, причём законодатель
устанавливал норму заработной платы,
материальную ответственность наймита
за невыполненную работу, а также
количество прокорма, который выдавал
ему хозяин. Очевидно, многие обедневшие
землевладельцы попадали в
экономическую зависимость от богачей,
которые давали им ссуды серебром и
согласно статье 21 законов Билаламы
имели право на получение в погашение
ссуды во время жатвы определённого
количества зерна и процентов по
выданной ссуде. В тексте этого сборника
законов Эшнунны упоминается дворец, а
также принадлежавшие ему рабыни, что
указывает на существование крупного
царского хозяйства, в котором
эксплуатировался труд рабов. Больше
того, царь активно вмешивался в
торговую жизнь страны, устанавливая
стоимость различных товаров: зерна,
масла, шерсти, соли, меди. Особенно
характерны статьи, свидетельствующие о
довольно значительном развитии
рабовладения в средней части
Месопотамии, в частности, в том
государстве, центром которого была
Эшнунна. В статье 40 говорится о продаже
раба, рабыни, быка или "иного ценного
предмета", причём указывается, что
если покупатель не может установить, т.е.,
вернее, указать продавца, то такого
покупателя следует считать вором.
Иными словами, в данном случае
законодатель не делает различия между
рабом, домашним животным и вообще
имеющим стоимость предметом,
предвосхищая норму позднейшего
римского права "раб есть вещь". И в
то же время закон требует строго
установленной формы покупки раба,
животного или предмета у определённого
человека для того, чтобы установить
законность сделки и правоспособность
продавца. Особенно строго охраняет
закон имущественные интересы, в первую
очередь — дворца и богачей-рабовладельцев,
а затем просто свободных людей,
владеющих тем пли иным имуществом.
Поэтому поимка человека на чужом поле
или в чужом доме влечёт за собой днём
штраф, а ночью смертную казнь. Очень
строго карался незаконный захват
рабыни. Наконец, статьи семейного права
фиксируют формы домашнего рабства, в
частности, обычай продавать дочь
жениху за определённый выкуп. Используя
крупные хозяйственные ресурсы всей
объединённой Месопотамии, цари III
династии Ура проводят энергичную
завоевательную политику, целью которой
является установление гегемонии
могущественного Шумеро-Аккадского
царства во всей Передней Азии. Своего
наивысшего расцвета эта политика
достигла при царе Шульги (2100—2042 гг. до и.
э.), который совершает 9 походов против
восточных горцев, племён сумуру и
лулубеев, вторгается в Элам, опустошает
Аншан и оставляет там в качестве своего
наместника шумерийского патэси.
Укрепив свою власть на востоке, Шульги
обращает своё оружие на север,
завоёвывает страну Субарту и области,
расположенные по верхнему течению
Тигра. Наконец, Шульги проникает далеко
на северо-запад, завоёвывает Сирию и
даже проникает в восточную часть Малой
Азии, которая в те времена находилась
под сильным влиянием Шумера и
шумерийской культуры. Так образуется
большое и могущественное Шумеро-Аккадское
царство, возродившее прежнюю мощь
Аккада. Внешним выражением силы царей
Ура является культ царя, становящийся
ныне официальной религией. Цари Ура
объявляют себя богами. Щульги
заставляет воздавать себе божеские
почести. В честь него строятся храмы,
его статуе приносятся жертвы. В честь
Гимиль-сина, обоготворённого царя Ура,
совершались торжественные
богослужения даже в далёкой Эшнунне,
расположенной на севере, в Аккаде,
неподалёку от Диалы. Однако
господство Ура было недолговечным.
Грозные тучи собрались на западе.
Степные и кочевые племена аморитов все
чаще совершали набеги на плодородные
области и богатые города Двуречья.
Гимиль-син ведёт с ними упорную борьбу
и даже строит для защиты от их набегов
"стену аморитов". Но ничто уже не
может удержать их стремительного
натиска. В борьбе с нашествиями
аморитов, двигавшихся с запада, а также
эламитов, наступавших с востока,
постепенно всё больше и больше слабеет
царство Ура. Наконец, войска последнего
царя Ура по имени Иби-син были разбиты
войсками объединившихся против Ура
государств Мари и Элама. Сам Иби-син был
уведён пленником в Мари. Так рушилось
могущественное государство III династии
Ура (2007 г. до н. э.), на развалинах
которого образовались небольшие
царства Исина и Ларсы. Однако
господство Ура не прошло бесследно для
многочисленных народов, населявших
страны Передней Азии. Высокая и древняя
шумерийская культура оказала сильное
влияние на культурное развитие этих
народов. Шумерийский эпос о Гильгамеше
был переведён на хеттский и хурритский
языки. Шумеро-аккадским богам
поклонялись в странах, населённых
хурритами и хеттами. Памятники
шумерийского искусства были
обнаружены в развалинах Ашшура,
древнейшей столицы Ассирии. Наконец,
шумерийское право оказало сильное
влияние на развитие права в Вавилоне, в
Ассирии, Малой Азии и Палестине. Таким
образом, культурное наследство древних
шумерийцев было в значительной степени
воспринято народами Передней Азии. Источник: "Всемирная история" Том 1. под ред. Ю.П. Францева |
<< НазадОглавление |
|
Страница: 7 из 7 |