<< НазадОглавлениеДалее >> |
АССИРИЯ |
Страница: 12 из 36 |
В пределах
территории той или иной городской
общины в Ассирии имелся целый ряд
сельских общин, являвшихся
собственниками всего земельного фонда.
Этот фонд состоял, во-первых, из
обрабатываемой земли, поделённой на
участки, находившиеся в пользовании
отдельных семей. Эти участки, по
крайней мере, теоретически, подлежали
периодическим переделам. Во-вторых,
имелись запасные земли, на пользование
долей которых также имели право все
члены общины. Земля в то время уже
продавалась и покупалась. И хотя каждая
сделка купли-продажи земли ещё
требовала утверждения общины как
собственника земли и совершалась под
контролем царя, в условиях роста
имущественного неравенства это уже не
могло воспрепятствовать скупке
земельных участков и созданию крупных
хозяйств. Мелкие
земледельцы в основном, держались
большими (неразделёнными) семьями (“домами”),
которые, однако, постепенно
распадались. В пределах таких “домов”
царь, по-видимому, имел право сохранять
за собой “долю”, доход с которой
поступал ему лично или переуступался
им кому-либо из должностных лиц в
качестве кормления за службу. Этот
доход держателем мог быть передан и
третьим лицам. Община в целом была
обязана по отношению к государству
повинностями и натуральными налогами. Для
среднеассирийского периода (XV—XI вв. до
н.э.) характерно существование
патриархальной семьи, насквозь
проникнутой духом рабовладельческих
отношений. Власть отца над детьми мало
отличалась от власти хозяина над рабом;
ещё и в староассирийский период дети и
рабы одинаково причислялись к
имуществу, из которого кредитор мог
брать возмещение за долг. Жена
приобреталась путём купли, и её
положение мало отличалось от рабского.
Мужу предоставлялось право не только
избивать, но, в ряде случаев, и калечить
её; за побег из дома мужа ее жестоко
карали. Нередко жена должна была
отвечать своей жизнью за преступления
мужа. По смерти мужа жена переходила к
его брату или отцу или даже к
собственному пасынку. Лишь в том случае,
если в семье мужа отсутствовали
мужчины старше 10 лет, жена становилась
“вдовой”, имевшей известную
правоспособность, которой была лишена
рабыня. За свободной женщиной, правда,
признавалось право на внешнее отличие
от рабыни: рабыне, как и проститутке,
под угрозой строжайших кар
воспрещалось ношение покрывала —
признака, отличавшего каждую свободную
женщину. Считалось, что в сохранении
чести женщины, в первую очередь,
заинтересован её владелец — муж.
Характерно, например, что насилие над
замужней женщиной каралось много
строже, чем насилие над девушкой. В
последнем случае закон заботился
главным образом о том, чтобы отец не
лишился возможности выдать дочь замуж,
хотя бы за насильника, и получить доход
в виде брачного выкупа. Источник: "Всемирная история" Том 1. под ред. Ю.П. Францева |
<< НазадОглавлениеДалее >> |
|
Страница: 12 из 36 |