<< НазадОглавление |
АССИРИЯ |
Страница: 36 из 36 |
Идейное
содержание как искусства и литературы,
так и всей ассирийской культуры вообще
в значительной мере определялось, как и
в других странах древнего Востока,
религией. Важнейшее значение в религии
ассирийцев имели ритуалы и обряды
магического характера. Боги
представлялись в виде сильных,
завистливых и грозных в своём гневе
существ, а роль человека по отношению к
ним сводилась к роли раба, кормящего их
своими жертвами. Всякий бог был богом-покровителем
определённой общины или территории,
были боги “свои” и “чужие”, однако и
“чужие” боги всё же признавались
божествами. Бог-покровитель
государства объявлялся наиболее
могущественным богом, царём богов, мир
богов представлялся по образу иерархии
царского двора, а религия в первую
очередь освящала существующую
деспотическую монархию. Официальная
обрядность, мифология и всё учение
ассирийской религии были почти
полностью заимствованы из Вавилона, с
той лишь разницей, что местный бог
Ашшур был поставлен над всеми богами, в
том числе и над вавилонским Белом-Мардуком.
Были, впрочем, распространены среди
народных масс такие мифы и верования,
которые не были известны вавилонянам и
которые восходили к хурритской
мифологии. Это засвидетельствовано
изображениями на цилиндрических
каменных печатях, которые носили
свободные ассирийцы. Ассирийские мифы
и культы, связанные с земледелием,
сохранились в виде пережитков и до
наших дней в быту горцев, живущих на
территории бывшей Ассирии. Религиозные
представления, восходившие к далёким
временам, и верования, возникавшие
вновь на почве социальной
придавленности масс, опутывали каждый
шаг ассирийцев: бесчисленные суеверия,
вера в десятки видов демонов и
привидений, от которых ограждались
амулетами, молитвами, магическими
фигурками героев Гильгамеша и Энкиду,
тысячи примет на все случаи жизни,
соблюдаемые с величайшей
тщательностью обряды и т. д. Сложные
обязательные обрядовые церемонии
должен был выполнять и царь,
считавшийся магическим носителем
благополучия страны; это широко
использовалось жречеством для
политического давления на царя и
сохранения своего влияния на
государственные дела. Источник: "Всемирная история" Том 1. под ред. Ю.П. Францева |
<< НазадОглавление |
|
Страница: 36 из 36 |