<< НазадОглавлениеДалее >> |
АЦТЕКИ |
Страница: 2 из 3 |
Исторический фон. Культура
ацтеков была последним звеном в
длинной цепи развитых цивилизаций,
процветавших и приходивших в упадок в
доколумбовой Месоамерике. Самая
древняя из них, культура ольмеков,
развивалась на побережье
Мексиканского залива в 14—3 вв. до н.э.
Ольмеки подготовили почву для
формирования последующих цивилизаций,
поэтому эпоху их существования
называют предклассической. Они имели
развитую мифологию с обширным
пантеоном богов, воздвигали массивные
каменные сооружения, были искусны в
резьбе по камню и гончарном ремесле. Их
общество отличалось иерархичностью и
узкой профессионализацией; последнее
проявлялось, в частности, в том, что
религиозными, управленческими и
хозяйственными вопросами занимались
специально обученные люди. Эти черты ольмекского
общества получили дальнейшее развитие
в последующих цивилизациях. Во влажных
тропических лесах юга Месоамерики на
сравнительно краткий исторический
срок пышно расцвела цивилизация майя,
оставившая после себя обширные города
и множество великолепных произведений
искусства. Приблизительно в то же время
похожая цивилизация классической
эпохи возникла в долине Мехико, в
Теотиуакане — огромном городе
площадью в 26—28 кв. км и с населением до
100 тыс. человек. В начале 7 в. Теотиуакан был
разрушен в ходе войны. На смену ему
пришла культура тольтеков, расцвет
которой приходится на 9–12 вв.
Тольтекская и прочие
позднеклассические цивилизации (включая
ацтекскую) продолжали тенденции,
заложенные в предклассическую и
классическую эпохи. Избытки
сельскохозяйственной продукции
способствовали росту населения и
городов, богатство и власть все больше
концентрировались в верхних слоях
общества, что привело к формированию
наследственных династий правителей
городов-государств. Усложнялись
религиозные обряды, основанные на
политеизме. Возникли обширные
профессиональные прослойки людей,
занятых интеллектуальным трудом и
торговлей, а торговля и завоевательные
походы распространяли данную культуру
на обширную территорию и приводили к
образованию империй. Доминирующее
положение отдельных культурных
центров не мешало существованию других
городов и поселений. Такая сложная
система социальных взаимосвязей уже
прочно устоялась во всей Месоамерике
ко времени появления здесь ацтеков. Скитания ацтеков. Название
“ацтеки” (букв. “люди Астлана”)
напоминает о легендарной прародине
племени теночков, откуда они совершили
многотрудное путешествие в долину
Мехико. Ацтеки были одним из многих
бродячих или полуоседлых племен
чичимеков, которые мигрировали из
пустынных районов северной Мексики (или
даже более отдаленных) в плодородные
сельскохозяйственные области
Центральной Мексики. Мифологические и
исторические источники указывают, что
скитания теночков заняли более 200 лет с
начала или середины 12 в. до 1325. Покинув
остров Астлан (“Место Цапель”),
теночки дошли до Чикомостока (“Семь
пещер”), мифической отправной точки
странствий многих бродячих племен, в
том числе тлашкаланцев, тепанеков,
шочимилько и чалько, каждое из которых
когда-то отправилось из Чикомостока в
длительное путешествие на юг, в долину
Мехико и близлежащие долины. Теночки последними ушли из
Семи Пещер, ведомые главным божеством
своего племени, Уицилопочтли (“Колибри
левой стороны”). Их путешествие не было
плавным и непрерывным, поскольку время
от времени они надолго останавливались,
чтобы возвести храм или разрешить с
помощью оружия внутриплеменные
раздоры. Родственные племена теночков,
уже обосновавшиеся в долине Мехико,
встретили их со смешанными чувствами. С
одной стороны, они были желанны как
храбрые воины, которых воюющие между
собой города-государства могли
использовать в качестве наемников. С
другой стороны, их порицали за жестокие
обряды и обычаи. Первое святилище
теночки воздвигли на холме Чапультепек
(“Холм Кузнечика”), затем переходили
из одного города в другой, пока в 1325 не
выбрали для поселения два островка на
озере Тескоко. Этот выбор, обусловленный
практической целесообразностью, имел и
мифическую подоплеку. В плотно
заселенном озерном бассейне острова
оставались единственным свободным
местом. Их можно было расширить за счет
насыпных искусственных островов (чинампа),
а лодки служили легким и удобным видом
транспорта. Существует легенда,
согласно которой Уицилопочтли повелел
теночкам обосноваться там, где они
увидят сидящего на кактусе орла со
змеей в когтях (этот символ вошел в
государственный герб Мексики). В том
месте и был основан город теночков —
Теночтитлан. С 1325 до 1430 теночки находились
в услужении, в том числе в качестве
военных наемников, у самого сильного
города-государства в долине Мехико,
Ацкапоцалько. В награду за службу они
получали земли и доступ к природным
ресурсам. С необыкновенным трудолюбием
они отстраивали город и расширяли с
помощью искусственных островов
чинампа свои владения. Они заключали
союзы, чаще всего посредством браков, с
правящими династиями соседних народов,
восходившими к тольтекам. Создание империи. В 1428
теночки вошли в союз с аколуа города-государства
Тескоко, расположенного на восток от
Теночтитлана, восстали против
тепанеков Ацкапоцалько и разгромили их
в 1430. После этого к военному союзу
теночков и аколуа присоединились
тепанеки близлежащего Тлакопана. Так
была создана мощная военно-политическая
сила — тройственный союз, нацеленный
на захватнические войны и контроль над
экономическими ресурсами огромной
территории. Правитель теночков Ицкоатль,
первым возглавивший тройственный союз,
подчинил прочие города-государства
долины Мехико. Каждый из пяти
последующих властителей расширял
территорию империи. Впрочем, последний
из ацтекских императоров, Мотекусома
Шокойотцин (Монтесума II), занимался не
столько захватом новых территорий,
сколько консолидацией империи и
подавлением восстаний. Но Монтесуме,
как и его предшественникам, не удалось
подчинить тарасков на западных
границах империи и тлашкаланцев на
востоке. Последние оказали огромную
военную помощь испанским
конкистадорам во главе с Кортесом при
покорении ацтекской империи. |
<< НазадОглавлениеДалее >> |
|
Страница: 2 из 3 |