|
|
ЧТО ТАКОЕ ШТРИХОВОЙ КОД
Штриховой код - это последовательность черных и белых полос, которая представляет
информацию в виде, удобном для считывания техническими средствами. Кроме
того, под кодом может быть помещена расшифровка в виде ряда цифр. Существуют
различные способы кодирования информации, называемые штрих-кодовыми кодировками
или символиками. Различают линейные и двумерные символики.
Линейные (обычные) штрих-коды читаются в одном направлении (по горизонтали).
Наиболее распространены следующие линейные кодировки: EAN, UPC, Code39,
Code128, Codabar, Interleaved 2 of 5. Линейные символики позволяют кодировать
небольшой объем информации (до 20-30 символов - обычно это цифры) и их
можно считывать недорогими сканерами.
Двумерные символики разработаны для кодирования большого объема информации
(до нескольких страниц текста). Двумерные кодировки считываются при помощи
специального сканера двумерных кодов и позволяют быстро и безошибочно
вводить большой объем информации. Расшифровка такого кода проводится в
двух измерениях (по горизонтали и по вертикали). Примеры двумерных кодов:
Maxicode, PDF417, QR Code, Code 49, Codablock, Datamatrix.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШТРИХ-КОДОВ
Черно-белые штрихи на упаковке товаров... Кто и как их придумал?
Существует несколько версий, одна из которых такова. В конце 50-х годов
на железной дороге в далеком американском штате Пенсильвания работал молодой
инженер Давид Коллинз. Каждый день он занимался сортировкой вагонов, выясняя
их номера и отслеживая дальнейший путь… Работа кропотливая и не самая
интересная.
Известно, что лень - главный двигатель прогресса. Творческий (и, наверное,
слегка ленивый) Давид решил что-то изменить в своей работе. Он предложил
такую идею: освещать номера вагонов прожекторами и считывать их с помощью
фотоэлементов. Для облегчения распознавания он предложил записывать номера
не только обычными цифрами, но и специальным кодом, состоящим из красных
и синих полос, которые располагались бы на стенке вагона в прямоугольнике
длиной до полуметра. Интересно, что правильно считывать подобные штрих-коды
удавалось даже при движении поезда со скоростью 100 км/час. Позже, в 1968
году Коллинз заменил прожекторы жестко сфокусированным лазерным лучом,
что значительно сократило расходы энергии. В результате удалось сократить
как размеры маркировки, так и размеры сканирующего устройства.
Дальше - больше. У Давида был друг, Джеймс МакДауэлл, работающий на складе
супермаркета. Однажды он рассказал Давиду, сколько времени уходит на поиск
нужного товара. Это навело инженера на мысль, что штриховой код можно
использовать не только на железной дороге. Так штрих-код получил признание
и в супермаркетах.
Расширение сферы применения штриховой кодировки на этом не прекратилось.
В 1973 году в США была создана организация "Универсальный товарный
код" (UPC - Universal Product Code), ратующая за использование штрих-кодов
в промышленности и торговле. А с 1977 года в Западной Европе для идентификации
потребительских товаров стала применяться аналогичная система под названием
"Европейский артикул" (EAN - European Article Numbering). Важно,
что американский и западноевропейский коды совместимы, более того, EAN
является разновидностью UPC, единственная их разница - длина (UPC - 12,
а EAN - 13 знаков). Таким образом, коды, нанесенные на упаковку товара
в одной стране, могут быть расшифрованы в другой.
Сейчас существует более 50-и систем штрихового кодирования. Наиболее активно
используются четыре из них - код 39 (Code 39) низкой, средней и высокой
плотности, код "2 из 5" (Interleaved 2-of-5), код Codabar и
упоминавшийся выше EAN/UPC.
Технология штрихового кодирования подразумевает уникальность штрих-кода
для каждого товара, поэтому необходимо централизованное распределение
кодов. Например, в России представителем организации EAN International
является "Ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН/EAN Россия",
зарегистрировавшись в которой, производитель получает штрих-коды на все
выпускаемые им товары (кстати, в России коды EAN-13 имеют префиксы 460-469).
СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭТИКЕТОЧНЫХ ПРИНТЕРОВ
Простота нанесения на товар или упаковку штрих-кода, легкость и надежность
считывания и ввода такой информации в компьютер, наличие соответствующего
программного обеспечения, - все это способствовало широкому распространению
штрихового кодирования. Перечислим некоторые сферы, в которых использование
этикеток со штрих-кодом практически не имеет альтернативы.
Торговля. Применение штриховых кодов в системе торговли значительно упрощает
труд кассира, резко уменьшает вероятность ошибок ввода информации в ЭВМ,
приблизительно на 30% сокращает время обслуживания покупателя и ввода
данных в ЭВМ. Результат - увеличение объема продаж и повышение качества
обслуживания покупателей. Торговая фирма может также использовать штриховые
коды на получаемой ею продукции для регистрации, сортировки, контролирования
хранения, поиска изделий.
Кроме того, при подключении всех контрольно-кассовых машин торгового зала
к единому контролирующему устройству (компьютеру) в любой момент времени
можно оценить реальный объем продаж того или иного товара, уровень спроса
на те или иные изделия, заблаговременно сделать заказ на склад для пополнения
запасов на полках торгового зала.
Склад. Наличие штрихового кода облегчает процессы приема и отгрузки товара,
а также упрощает инвентаризацию и учет единиц хранения. Сборочное производство.
Использование системы штрихового кодирования позволяет контролировать
правильность сборки и учет номеров составляющих сборочных единиц (каждая
деталь имеет свой номер). В результате, - автоматический контроль процесса
сборки и проверка качества каждой детали в отдельности. Используя удобную
для себя внутреннюю систему кодирования, предприятие может печатать всю
необходимую информацию с помощью стандартного этикеточного принтера.
Производители и поставщики. EAN-13 - стандартный код, который производители
(в частности, московские) обязаны ставить на готовую продукцию, поставляемую
в розничную торговлю.
Комбинаты, фабрики. Здесь удобно использовать стационарные этикеточные
принтеры, которые по заданной программе печатают большое количество этикеток
каждого наименования. Такие этикетки наматываются на внешний намотчик
рулонов, которые партиями передаются на упаковочный конвейер. В качестве
примера: с помощью стандартных термотрансферных принтеров фабрика по производству
одежды может самостоятельно изготавливать бирки и ярлыки для своей продукции.
Медицина. Система штрихового кодирования применяется во многих западных
больницах, где каждому больному на руку надевается бирочка с нанесенным
на нее двумерным штрих-кодом, в котором заложена вся информация о человеке.
Медсестра, измерив температуру, с помощью терминала сбора данных считывает
штрих-код и вводит измеренное значение - легко, быстро и надежно. Еще
более важное применение штрих-кодов в медицине - маркировка банок с кровью
на переливочных станциях, где недопустимы никакие ошибки.
Аэропорт. Автоматическая сортировка багажа, основанная на штриховом кодировании,
гарантирует, что ваши вещи не улетят в другую сторону. Отметки о багаже
помещают на посадочные талоны, а сам багаж контроллер направляет на определенный
терминал.
Самый распространенный пример сопоставления багажа и пассажиров - контроль
безопасности. Если авиакомпания обнаружила, что багаж уже в самолете,
а самого пассажира нет, то самолет никуда не полетит, пока не будет проверено,
что в багаже отсутствующего пассажира нет бомбы.
Кинотеатры. Хотя существуют специальные принтеры для печати билетов на
картоне, иногда это можно сделать и с помощью термопринтера, у которого
нет ограничения на толщину бумаги. Обычно кинотеатр заказывает фирменную
ленту с цветным логотипом и серийной нумерацией, а потом с помощью такого
принтера впечатывает название кинофильмов, время начала сеансов и т.д.
Офис. Здесь термотрансферные принтеры могут применяться для маркировки
оборудования рабочего места сотрудников (например, для нанесения информации
о владельце на монитор, клавиатуру, телефон и т.д.).
Парковка. При въезде на стоянку обычно выдается квитанция, на которой
отмечен номер машины и время прибытия. Оплата происходит на выезде, причем
весь процесс может быть автоматизирован (включая и поднятие шлагбаума),
поскольку присутствие человека необходимо лишь при непосредственном приеме
денег.
Почта. Система штрихового кодирования помогает координировать движение
почтовых отправлений, а также применяется при доставке опасных грузов.
Охранные системы. В качестве примера: если человек собирается попасть
на территорию какого-то секретного объекта, при входе он может получить
особую карточку со штриховым кодом, которая помогает проследить за его
передвижениями между зонами охраны.
Обработка документов. Для предотвращения ошибок при работе с документами
можно применять систему автоматизации ввода и учета данных, платежных
квитанций и другой информации.
Библиотечное дело. В настоящее время система ШК применяется в некоторых
закрытых библиотеках. Штрих-код наносится и на читательский билет, и на
книги, которыми располагает библиотека. В результате существенно сокращается
время, затрачиваемое на обслуживание каждого читателя, а также заметно
уменьшается возможность ошибок.
Бутик. С помощью цветного термотрансферного принтера можно изготовить
этикетки с красивой графической информацией (моделями одежды, обуви) и
штрих-кодом. Такая красочная этикетка иногда служит приманкой для покупателя.
Квартира. Если ваша домашняя коллекция видеокассет или дисков насчитывает
очень много наименований, поиск конкретного фильма или записи существенно
упрощается, если их промаркировать. Конечно, изготовить такие надписи
можно и на лазерном принтере, купив специальную бумагу с этикетками, но
тогда придется печатать сразу весь лист. А вот термотрансферные принтеры
(стоят около $300) позволяют прекрасно оформить коллекцию с минимальными
затратами, так как дают возможность печатать этикетки как по одной, так
и всего рулона сразу.
Резюмируя: преимущества использования системы штрихового кодирования имеют
два важных аспекта: во-первых, сводится к нулю человеческий фактор, во-вторых,
каждый промаркированый товар (билет, квитанция и т.д.) становится уникальным.
ВЫБОР ПРИНТЕРА
Для печати этикеток, в принципе, можно использовать и обычные офисные
принтеры. Однако здесь есть ряд "подводных камней". Так, для
печати этикеток не рекомендуется использовать матричные и струйные принтеры,
так как они не обеспечивают требуемое качество печати. Кроме того, если
нужно сделать лишь несколько штрих-кодовых маркировок или небольшое количество
этикеток, то можно использовать самоклеющиеся этикетки на листах и обыкновенный
лазерный принтер (в котором, разумеется, должна быть предусмотрена поддержка
штрих-кодов).
Если же этикетки необходимо печатать регулярно, то лучше всего приобрести
специальный этикеточный принтер. Обычно с его помощью можно наносить буквенно-цифровую
и графическую информацию, логотипы, штрих-коды. Более того, оценки показывают,
что даже при печати большого тиража одинаковых этикеток использование
термо- и термотрансферных принтеров более выгодно по сравнению с его заказом
в типографии.
ТЕРМО- И ТЕРМОТРАНСФЕРНЫЙ ПРИНТЕР. КАКОЙ ВЫБРАТЬ?
Ответ зависит от того, какой товар надо маркировать, поскольку различия
этих принтеров заключаются в способе печати.
Термопринтеры используют прямую термопечать. Информация наносится на этикетки
(выполненные на специальной термобумаге) путем нагрева печатающей головки.
Однако надо учесть, что этот способ имеет две особенности. Во-первых,
этикетки получаются чувствительными к теплу и солнечным лучам, поэтому
предназначены они для товаров с небольшим сроком реализации (продуктов
питания, почтовых конвертов и т.д.). Со временем (приблизительно через
6 месяцев) такие этикетки теряют четкость изображения, что вызывает трудности
при считывании штрих-кода. Во-вторых, подобный способ печати можно реализовать
только на термобумаге.
Для термотрансферных принтеров способом печати является термоперенос красителя
(термотрансферная печать). В этом случае печатать можно на любой основе
(обычной бумаге, картоне, полиэстере, синтетическом материале, пластике
и т.д.). Помимо этикеточной бумаги используется также специальная термотрансферная
лента - риббон (Ribbon), причем краска на основу (этикетку) переносится
с этой термотрансферной ленты путем нагрева. Этот способ, в отличие от
термопечати, обеспечивает более устойчивое изображение. В результате этикетки
со временем не теряют яркости, поэтому их можно использовать для маркировки
товаров с длительным сроком хранения.
Аналогично получают, например, картонные бирки для одежды, вшивные ярлыки,
этикетки для стеллажей и т.д. Оттиск, выполненный термо-трансферным способом,
характеризуется теплостойкостью, устойчивостью к смыванию и сцарапыванию,
а также к бензину и спирту. В качестве информации: если в термо-трансферный
принтер заправить термобумагу (но не заправлять красящую ленту), то он
сможет работать и как термопринтер.
ВЫБОР КОНКРЕТНОЙ МОДЕЛИ
Если предполагаемый объем печати невелик (200-300 этикеток в день), подойдет
принтер со скоростью 30 мм/сек, ресурсом термоголовки 30 км и стоимостью
до $300. Если же объем составляет 2000-6000 этикеток в день, то лучше
использовать модель со скоростью печати 50-75 мм/сек и ресурсом термоголовки
50 км. Цена таких принтеров лежит в интервале $400-$600. При очень большом
объеме (более 10000) разумно остановиться на промышленных моделях со скоростью
печати 100-300 мм/сек и ресурсом термоголовки 70 км, стоимость которых
лежит в широком диапазоне от $1000 до $5500.
Как правило, все принтеры позволяют изменять размер печатаемой этикетки.
Обычно ширина составляет: минимум 58 мм, максимум 104 мм. Однако при выборе
лучше остановиться на модели, которая печатает на ленте максимальной ширины,
так как в будущем может появиться потребность в этикетках большего размера.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Аппликатор - устройство, отделяющее этикетку от подложки и наклеивающее
ее.
Внутренний намотчик - встраиваемое в принтер устройство для намотки напечатанных
этикеток. В отличие от внешнего намотчика рассчитано максимум на половину
рулона.
Внутренний смотчик - встроенное устройство, которое при ошибке печати
возвращает этикетку.
Диспенсер - встраиваемое в принтер устройство, отделяющее этикетку от
подложки.
Ревайндер (внешний намотчик) - устройство, позволяющее работать с рулонами
больших размеров. Устанавливается около принтера и одновременно с печатью
сматывает этикетки.
Режим off-line - печать этикеток, формат которых помещен в память принтера
(работает автономно).
Режим on-line - этикетка создается в компьютере и передается на печать
принтеру (работает под управлением компьютера). Возможна печать всего
рулона или по одной этикетке.
Риббон (термотрансферная лента) - лента с краской, используемая при термотрансферной
печати.
www.3to.ru
|