![]() |
|
Статьи: Штриховое кодирование Штрих-код: что он означает?
Штриховые коды были запатентованы в Гарвардской школе бизнеса после окончания Второй мировой войны, а впервые их применили железнодорожники США лишь в 60-е годы, когда проводили идентификацию железнодорожных вагонов. С развитием микропроцессорной техники работа с кодами пошла значительно быстрее. Уже в 1973 году США приняли Универсальный товарный код - UPC, используемый как в промышленности, так и в торговле. Европа не отстала от Америки, и в 1977 г. сначала на Европейском континенте, а затем и на других утвердилась Европейская система кодирования - EAN. Существуют и другие коды: например, "2 из 5", "93", "Codabar", "Code II", но они не получили широкого распространения. Кодами EAN и "Code II" маркируется до 90% всех товаров, выпускаемых в США, 80% - в ФРГ, около 70% - во Франции. В развитых странах вся продукция имеет на упаковке штриховой код ЕАN, определяющий производителя и товар. Это стало обязательным требованием, и в некоторых странах даже запрещено импортировать и реализовывать продукцию без "зебры". Наличие штрих-кода способствует повышению престижа фирмы, конкурентоспособности продукции, увеличению спроса на нее и соответствует современным нормам международной торговли. Согласно той или иной системе, каждому виду продукции присваивается свой номер, состоящий чаще всего из 13 цифр (EAN-13). Возьмем, к примеру, банку Coca-Cola, имеющую цифровой код 5449000000996. Первые две цифры (54) обозначают страну происхождения (изготовителя или продавца), следующие пять (49000) - предприятие, на котором произведен товар, еще пять (00099) - наименование товара и его потребительские признаки (размеры, массу, фасон, цвет, сорт). И, наконец, последняя цифра (6) - контрольная: она используется для проверки считывания штрих-кода сканером. Бывают варианты, когда на код страны отводится три знака, а для предприятия - четыре. Товары, имеющие небольшие размеры, могут маркироваться коротким кодом из восьми цифр - EAN-8. Как правило, коды стране присваивает Международная ассоциация ЕА. За СССР Ассоциация ЕАN в 1987 году закрепила десять трехзначных кодов - с 460 по 469. Спустя три года 14 бывших советских организаций и предприятий решили объединить свои усилия на этом поприще и создали Внешнеэкономическую ассоциацию по проблемам автоматической идентификации - ЮНИСКАН. Основная ее задача - оказание практической помощи промышленным, торговым и транспортным организациям во внедрении систем штрихового кодирования. В настоящее время в нашей стране кодами ЕАN пользуются более 200 предприятий. Они наносят его не только на продукцию, идущую на экспорт, но и применяют для учета и контроля внутри предприятия. Оценки экспертов показали, что только нанесение штрих-кода на продукцию, готовую к отправке потребителю, снижает затраты на 10-15% от стоимости товара. Экономический эффект от внедрения системы автоматической идентификации (АИ) заключается в том, что она исключает процесс заполнения многочисленных бумажных документов и позволяет оперативно, с помощью автоматического считывания, получать информацию о товаре. Внедрение системы кодирования информирует информирует производителей и оптовых продавцов о движении товара, а в магазине позволяет наблюдать за реакцией рынка на появление новой продукции, контролировать спрос. Покупатель же, в случае необходимости, может легко установить конкретного поставщика или производителя и выйти на них. Практика применения штриховых кодов за рубежом выработала определенные правила их размещения на упаковках. На каждой упаковке должен быть только один код. Обычно его размещают на задней стороне (если считать лицевой сторону с названием продукта) в правом нижнем углу, причем на расстоянии не менее 20 мм от краев. Если это невозможно, то его ставят справа на лицевой стороне. На изогнутых поверхностях упаковок код располагают вертикально. Печатают штриховой код на упаковке при ее изготовлении обычно темными цветами, так как светлые считывающее устройство не различает. Производитель, использующий штриховку, обязан информировать торгового партнера о номере производимого товара и об изменениях в нем в связи с модернизацией продукта. Предварительное извещение об этом организация-продавец должна получить в письменной форме, по крайней мере, за три недели до поставки самого товара. В извещении должны содержаться данные о товаре, достаточные для его точного описания в банке данных магазина. Ответственность за это полностью лежит на производителе. Правительством России принята и поддерживается государственная программа, предусматривающая внедрение штрихового кодирования во всех сферах народного хозяйства. Но пока это не везде возможно из-за нехватки технических средств и нормативных документов по этой системе. Предприятия, продукция которых каким-то образом экспортируется без "зебры", несут ощутимые потери - от 3 до 15% стоимости партии товара. А к примеру, книги, идущие в страны общего рынка без штрих-кодов, в отдельных случаях теряют до 50% от первоначальной цены. Марина Карусева. Журнал "Витрина. Торговое оборудование", № 1 (43) |
© ООО фирма «ПУЛЬС» 101000, Москва, Малый Златоустинский пер., дом 10, стр. 3АБ. Тел./факс: (095) 923-1085, 923-2342, 921-4700 E-mail: puls@hotbox.ru 105275, Москва, 8-ая ул. Соколиной Горы, дом 4, корп. 1. Тел./факс: (095) 366-0912, 365-0040, 365-0914 E-mail: pulsmoskkm@mtu-net.ru |