|
|
Кассир
- одна из ключевых фигур торгового зала. Именно он является окончательным
звеном при расчете с покупателем, и от его работы во многом зависит точность
и быстрота обслуживания посетителей. Сегодняшний уровень автоматизации
кассовых узлов не только облегчает труд кассира, но и требует от него
нового уровня подготовки.
Кассир является неотъемлемой частью торгового зала, своего рода "визиткой
магазина" - именно общение с ним оставляет у покупателя впечатление
от магазина, супермаркета или даже целой сети. Через кассу проходит каждый
посетитель, совершивший покупку, и очевидно, что ошибки кассира напрямую
сказываются либо на кармане покупателя, либо на прибыли магазина. Очередь
в магазине или ее отсутствие - также во многом результат работы кассиров.
Отсюда и большое значение этой, казалось бы, простой профессии.
От механики к электронике
Если несколько лет назад касса представляла собой механический аппарат
с нередко застревающей бумагой для чеков, то сегодня она полностью преобразилась.
"Касса сегодня - это компьютер со специфической периферией, который
позволяет как можно быстрее продавать товар, - говорит Андрей Долудь,
начальник компьютерного отдела компании "Седьмой Континент".
- Сканер с многоплоскостным считыванием, считав бар-код, тут же передает
его в компьютер, где суммируются все покупки, и после этого покупатель
получает чек". Все больше касс оснащаются терминалами для обслуживания
кредитных карт.
И прогресс не стоит на месте - в ближайшее время планируется введение
"распределенных касс", где монитор, клавиатура и сканер будут
находиться в различных оптимальных для работы кассира и для контроля покупателя
местах. Кроме того, ужесточились требования налоговых органов к кассе
- все современные кассовые машины оснащаются специальными фискальными
регистраторами, после чего их сертифицируют и допускают к работе.
"Кассиры, хорошо зарекомендовавшие себя и проработавшие
не меньше полугода в компании, могут пройти обучение и, сдав аттестационный
экзамен, занять более высокую должность. У нас есть пример, когда кассир
стал заместителем директора супермаркета. успешно пройдя все ступени карьерного
роста".
Современные кассы способны выдать массу полезной
аналитической информации, главное - умело ею воспользоваться: например,
несложно узнать сколько на данный момент в кассе наличных, как идет торговля
товарами по разным отделам, даже отследить, как работают продавцы. Но,
как правило, эти задачи решаются в конце смены в аналитическом центре
компании, куда сходятся данные со всех кассовых терминалов торговой сети.
Таким образом, современная касса - довольно сложный комплекс оборудования,
работать с которым под силу только специально обученному персоналу.
Искать или учить?
Работников кассового узла готовят в основном в колледжах (профтехучилищах
и техникумах) - здесь дают основные и необходимые знания для работы на
кассах, внимательности, устного счета и т.п. Кроме того, существуют многочисленные
курсы переподготовки, где кассиров обучают работе на новых кассовых системах
с различным программным обеспечением, работе с кредитными и дисконтными
картами, также здесь можно за полгода-год освоить профессию "с нуля".
К тому же российское правительство постановило, что экстерном приобрести
ряд специальностей нельзя - необходимо обязательно пройти обучение, продавцы-кассиры
и операторы контрольно-кассовых машин - в числе этих профессий.
"Учащиеся колледжей, в которых готовят кассиров, кассиров-контролеров,
еще во время обучения проходят в супермаркетах сети "Перекресток"
практику, - говорит Марина Дорошева, начальник отдела подбора и развития
персонала компании "Перекресток". - Лучшие выпускники остаются
работать в супермаркетах кассирами, и у нас есть много примеров карьерного
роста выпускников колледжей и профессиональных училищ".
Поданным Комитета по потребительскому рынку Петербурга, в городе работает
не меньше 60 тысяч кассиров, в Москве - гораздо больше, и по крайней мере
половине из них необходимо сесть за учебную кассу. "Кассиров-самоучек"
ждут на специально разработанных курсах в Учебных комбинатах, в Центре
подготовки персонала при Государственной налоговой инспекции - именно
эти немногочисленные учреждения имеют право выдавать удостоверения специалиста
единого образца.
Но крупные торговые компании предпочитают доучивать кассиров самостоятельно
"под себя" - многообразие кассовых машин и программ затрудняет
подготовку универсальных специалистов. "Мы набираем сотрудников с
1-2-х летним опытом работы и средним специальным образованием и обучаем
работе на наших кассовых системах, работе с кредитными и дисконтными картами.
Кроме того, кассир знакомится с политикой компании и корпоративной культурой,
- говорит Элина Кулакова, менеджер отдела подготовки персонала компании
ОАО "Седьмой Континент". - После тестирования сотрудник принимается
на работу с трехмесячным испытательным сроком, который позволяет оценить
его профессиональный уровень".
Подбор кассиров торговые компании предпочитают производить самостоятельно
- ведь оценить кассира можно только за работой. "Подбор кассиров
не отличается от технологии подбора других сотрудников универсама, - говорит
Марина Дорошева. - Более внимательно мы относимся к профессиональному
опыту и причинам ухода с предыдущих мест работы - как правило, мы запрашиваем
рекомендации с последних мест работы, что позволяет не допускать в сеть
работников, которые были уволены за воровство или непрофессионализм".
Кандидаты на должность кассира при открытии нового магазина общаются с
менеджером по персоналу и менеджерским составом супермаркета, далее следует
представление директору магазина. Второй этап отбора происходит во время
обучения - любой кассир впервые, приходящий на работу в сеть, проходит
обязательную программу обучения. Она включает теоретические занятия и
стажировку, в ходе обучения выявляются кассиры, которые не смогут успешно
работать в сети; третий этап отбора - это испытательный срок.
Требования к кассирам
Предпочтительный возраст кассира - от 20 до 40 лет, сотрудники должны
быть легко обучаемыми, ведь каждый год внедряется что-то новое.
Марина Дорошева привела следующие требования к кассиру: кандидат на эту
должность должен обладать высоким коммуникативным уровнем - общительностью,
доброжелательностью, терпимостью в общении, стремлением к налаживанию
контактов с людьми, низким уровнем агрессивности, внимательностью и возможно
педантичностью, энергичностью, стрессоустойчивостью, ответственностью,
развитым чувством товарищества и взаимопомощи по отношению к коллегам,
отсутствием дефектов речи и внешности.
Кроме этого, профессиональный уровень кандидата должен включать знание
правил расчета с покупателями, знание правил получения, хранения и выдачи
денежных средств, знание признаков платежеспособности денежных знаков,
навыки работы с большими объемами денежных средств, знание законодательства,
регулирующего кассовые расчеты, опыт работы от 0,5 года в должности кассира
в магазинах с большой покупательской проходимостью, обязательно среднее
профессиональное торговое образование или высшее образование. Существуют
требования к внешнему виду сотрудника супермаркета, где четко прописаны
требования к одежде, прическе, макияжу, маникюру и т.д., главное требование
- аккуратность и опрятность.
"Мы набираем сотрудников с 1-2-х летним опытом
работы кассиром и средним специальным образованием и обучаем работе на
наших кассовых системах, работе с кредитными и дисконтными картами. Кроме
того, кассир знакомится с политикой компании и корпоративной культурой"
Перспективы кассира
В прошлом вопрос перспектив для кассовых работников практически не стоял
-кассирами работали либо лица предпенсионного возраста, либо молодежь,
дополнительно обучающаяся. Но сегодня в компаниях начинают ценить способных
людей и дают им возможность реализовать свои способности - самые лучшие
кассиры становятся после обучения старшими кассирами, операторами и т.д.
И это не теория, а действительность. "Кассиры, хорошо зарекомендовавшие
себя и проработавшие не меньше полугода в компании, могут пройти обучение
и, сдав аттестационный экзамен, занять более высокую должность. У нас
есть пример, когда кассир стал заместителем директора супермаркета, успешно
пройдя все ступени карьерного роста", - говорит Марина Дорошева.
В крупной торговой сети кассир получает в среднем 4000 рублей (с разбросом
500 рублей), и здесь ценят своих кассиров - например, в "Седьмом
Континенте" зарплата кассиров периодически повышается, развита система
премий по результатам работы подразделения, кроме того, существует система
доплат за выслугу лет. При этом текучка кадров незначительна и помимо
подготовки кассиров на реально существующие места, идет обучение резерва
под будущие магазины.
Воруют?
Проблема воровства кассового персонал с внедрением современного кассового
оборудования практически сведена к нулю - от работника сегодня не требуется
непосредственное введение суммы. Да и по словам специалистов по персоналу,
кассиры, прошедшие отбор в крупной сети, дорожат рабочим местом.
Другая сторона проблемы недостач - непроизвольные ошибки, но и она также
спадает при введении сканеров, считывающих бар-коды. Человеческий фактор
при введении кода максимально исключен (лишь для незначительной части
товаров код нужно вводить вручную), и это практически исключает воровство
и ошибки.
Конечно, гипотетически можно обмануть и самую совершенную кассовую машину,
но и здесь появляются решения. Например, на рынке торгового оборудования
предлагается система видеоконтроля за кассой, где в реальном времени отражается
как цена пробиваемого товара, так и видеоизображение самой процедуры -
двойной контроль полностью исключает возможность кражи. Менее дорогое
решение проблемы - наблюдатель у кассы, задачи которого может исполнить
охранник.
Изменения у кассы
"Сегодня, с ростом благосостояния россиян растет покупательский поток
в магазинах, что требует от кассиров быстрой и внимательной работы. Стремительно
изменяется оборудование, которое кассир должен оперативно осваивать. За
последние год-два увеличилось и будет расти число кредитных карт у покупателей,
кроме того, мы активно внедряем дисконтные карты для наших постоянных
посетителей. И, конечно, улыбка, приветствие и благодарность -непременные
атрибуты конкурентоспособной сети уже сегодня", - заключает Элина
Кулакова.
Новости торговли, апрель 2001 г.
|