На главную страницу >>
О фирме
Контакты
Схема проезда
Наши цены
 
Торговое оборудование

ККМ
POS
Весы
Расходные материалы
Счетчики
Детекторы
Уничтожители

 
АМК
Установка
Обслуживание
 
Услуги
Ремонт
Техническое обслуживание
 
Автоматизация
На базе АМС
Оборудование
 
Статьи
ККМ, Весы, другое
Автоматизация
 
Разное
Законы
Ссылки
 
 

 

Статьи: Разное

КАССИР: новое оборудование - новые требования

Марина Дорошева, начальник отдела подбора и развития персонала компании "Перекресток"Кассир - одна из ключевых фигур торгового зала. Именно он является окончательным звеном при расчете с покупателем, и от его работы во многом зависит точность и быстрота обслуживания посетителей. Сегодняшний уровень автоматизации кассовых узлов не только облегчает труд кассира, но и требует от него нового уровня подготовки.
Кассир является неотъемлемой частью торгового зала, своего рода "визиткой магазина" - именно общение с ним оставляет у покупателя впечатление от магазина, супермаркета или даже целой сети. Через кассу проходит каждый посетитель, совершивший покупку, и очевидно, что ошибки кассира напрямую сказываются либо на кармане покупателя, либо на прибыли магазина. Очередь в магазине или ее отсутствие - также во многом результат работы кассиров. Отсюда и большое значение этой, казалось бы, простой профессии.

От механики к электронике
Если несколько лет назад касса представляла собой механический аппарат с нередко застревающей бумагой для чеков, то сегодня она полностью преобразилась. "Касса сегодня - это компьютер со специфической периферией, который позволяет как можно быстрее продавать товар, - говорит Андрей Долудь, начальник компьютерного отдела компании "Седьмой Континент". - Сканер с многоплоскостным считыванием, считав бар-код, тут же передает его в компьютер, где суммируются все покупки, и после этого покупатель получает чек". Все больше касс оснащаются терминалами для обслуживания кредитных карт.
И прогресс не стоит на месте - в ближайшее время планируется введение "распределенных касс", где монитор, клавиатура и сканер будут находиться в различных оптимальных для работы кассира и для контроля покупателя местах. Кроме того, ужесточились требования налоговых органов к кассе - все современные кассовые машины оснащаются специальными фискальными регистраторами, после чего их сертифицируют и допускают к работе.

"Кассиры, хорошо зарекомендовавшие себя и проработавшие не меньше полугода в компании, могут пройти обучение и, сдав аттестационный экзамен, занять более высокую должность. У нас есть пример, когда кассир стал заместителем директора супермаркета. успешно пройдя все ступени карьерного роста".

Современные кассы способны выдать массу полезной аналитической информации, главное - умело ею воспользоваться: например, несложно узнать сколько на данный момент в кассе наличных, как идет торговля товарами по разным отделам, даже отследить, как работают продавцы. Но, как правило, эти задачи решаются в конце смены в аналитическом центре компании, куда сходятся данные со всех кассовых терминалов торговой сети.
Таким образом, современная касса - довольно сложный комплекс оборудования, работать с которым под силу только специально обученному персоналу.

Искать или учить?
Работников кассового узла готовят в основном в колледжах (профтехучилищах и техникумах) - здесь дают основные и необходимые знания для работы на кассах, внимательности, устного счета и т.п. Кроме того, существуют многочисленные курсы переподготовки, где кассиров обучают работе на новых кассовых системах с различным программным обеспечением, работе с кредитными и дисконтными картами, также здесь можно за полгода-год освоить профессию "с нуля". К тому же российское правительство постановило, что экстерном приобрести ряд специальностей нельзя - необходимо обязательно пройти обучение, продавцы-кассиры и операторы контрольно-кассовых машин - в числе этих профессий.
"Учащиеся колледжей, в которых готовят кассиров, кассиров-контролеров, еще во время обучения проходят в супермаркетах сети "Перекресток" практику, - говорит Марина Дорошева, начальник отдела подбора и развития персонала компании "Перекресток". - Лучшие выпускники остаются работать в супермаркетах кассирами, и у нас есть много примеров карьерного роста выпускников колледжей и профессиональных училищ".
Поданным Комитета по потребительскому рынку Петербурга, в городе работает не меньше 60 тысяч кассиров, в Москве - гораздо больше, и по крайней мере половине из них необходимо сесть за учебную кассу. "Кассиров-самоучек" ждут на специально разработанных курсах в Учебных комбинатах, в Центре подготовки персонала при Государственной налоговой инспекции - именно эти немногочисленные учреждения имеют право выдавать удостоверения специалиста единого образца.
Но крупные торговые компании предпочитают доучивать кассиров самостоятельно "под себя" - многообразие кассовых машин и программ затрудняет подготовку универсальных специалистов. "Мы набираем сотрудников с 1-2-х летним опытом работы и средним специальным образованием и обучаем работе на наших кассовых системах, работе с кредитными и дисконтными картами. Кроме того, кассир знакомится с политикой компании и корпоративной культурой, - говорит Элина Кулакова, менеджер отдела подготовки персонала компании ОАО "Седьмой Континент". - После тестирования сотрудник принимается на работу с трехмесячным испытательным сроком, который позволяет оценить его профессиональный уровень".
Подбор кассиров торговые компании предпочитают производить самостоятельно - ведь оценить кассира можно только за работой. "Подбор кассиров не отличается от технологии подбора других сотрудников универсама, - говорит Марина Дорошева. - Более внимательно мы относимся к профессиональному опыту и причинам ухода с предыдущих мест работы - как правило, мы запрашиваем рекомендации с последних мест работы, что позволяет не допускать в сеть работников, которые были уволены за воровство или непрофессионализм". Кандидаты на должность кассира при открытии нового магазина общаются с менеджером по персоналу и менеджерским составом супермаркета, далее следует представление директору магазина. Второй этап отбора происходит во время обучения - любой кассир впервые, приходящий на работу в сеть, проходит обязательную программу обучения. Она включает теоретические занятия и стажировку, в ходе обучения выявляются кассиры, которые не смогут успешно работать в сети; третий этап отбора - это испытательный срок.

Требования к кассирам
Предпочтительный возраст кассира - от 20 до 40 лет, сотрудники должны быть легко обучаемыми, ведь каждый год внедряется что-то новое.
Марина Дорошева привела следующие требования к кассиру: кандидат на эту должность должен обладать высоким коммуникативным уровнем - общительностью, доброжелательностью, терпимостью в общении, стремлением к налаживанию контактов с людьми, низким уровнем агрессивности, внимательностью и возможно педантичностью, энергичностью, стрессоустойчивостью, ответственностью, развитым чувством товарищества и взаимопомощи по отношению к коллегам, отсутствием дефектов речи и внешности.
Кроме этого, профессиональный уровень кандидата должен включать знание правил расчета с покупателями, знание правил получения, хранения и выдачи денежных средств, знание признаков платежеспособности денежных знаков, навыки работы с большими объемами денежных средств, знание законодательства, регулирующего кассовые расчеты, опыт работы от 0,5 года в должности кассира в магазинах с большой покупательской проходимостью, обязательно среднее профессиональное торговое образование или высшее образование. Существуют требования к внешнему виду сотрудника супермаркета, где четко прописаны требования к одежде, прическе, макияжу, маникюру и т.д., главное требование - аккуратность и опрятность.

"Мы набираем сотрудников с 1-2-х летним опытом работы кассиром и средним специальным образованием и обучаем работе на наших кассовых системах, работе с кредитными и дисконтными картами. Кроме того, кассир знакомится с политикой компании и корпоративной культурой"

Перспективы кассира
В прошлом вопрос перспектив для кассовых работников практически не стоял -кассирами работали либо лица предпенсионного возраста, либо молодежь, дополнительно обучающаяся. Но сегодня в компаниях начинают ценить способных людей и дают им возможность реализовать свои способности - самые лучшие кассиры становятся после обучения старшими кассирами, операторами и т.д. И это не теория, а действительность. "Кассиры, хорошо зарекомендовавшие себя и проработавшие не меньше полугода в компании, могут пройти обучение и, сдав аттестационный экзамен, занять более высокую должность. У нас есть пример, когда кассир стал заместителем директора супермаркета, успешно пройдя все ступени карьерного роста", - говорит Марина Дорошева.
В крупной торговой сети кассир получает в среднем 4000 рублей (с разбросом 500 рублей), и здесь ценят своих кассиров - например, в "Седьмом Континенте" зарплата кассиров периодически повышается, развита система премий по результатам работы подразделения, кроме того, существует система доплат за выслугу лет. При этом текучка кадров незначительна и помимо подготовки кассиров на реально существующие места, идет обучение резерва под будущие магазины.

Воруют?
Проблема воровства кассового персонал с внедрением современного кассового оборудования практически сведена к нулю - от работника сегодня не требуется непосредственное введение суммы. Да и по словам специалистов по персоналу, кассиры, прошедшие отбор в крупной сети, дорожат рабочим местом.
Другая сторона проблемы недостач - непроизвольные ошибки, но и она также спадает при введении сканеров, считывающих бар-коды. Человеческий фактор
при введении кода максимально исключен (лишь для незначительной части товаров код нужно вводить вручную), и это практически исключает воровство и ошибки.
Конечно, гипотетически можно обмануть и самую совершенную кассовую машину, но и здесь появляются решения. Например, на рынке торгового оборудования предлагается система видеоконтроля за кассой, где в реальном времени отражается как цена пробиваемого товара, так и видеоизображение самой процедуры - двойной контроль полностью исключает возможность кражи. Менее дорогое решение проблемы - наблюдатель у кассы, задачи которого может исполнить охранник.

Изменения у кассы
"Сегодня, с ростом благосостояния россиян растет покупательский поток в магазинах, что требует от кассиров быстрой и внимательной работы. Стремительно изменяется оборудование, которое кассир должен оперативно осваивать. За последние год-два увеличилось и будет расти число кредитных карт у покупателей, кроме того, мы активно внедряем дисконтные карты для наших постоянных посетителей. И, конечно, улыбка, приветствие и благодарность -непременные атрибуты конкурентоспособной сети уже сегодня", - заключает Элина Кулакова.

Новости торговли, апрель 2001 г.


© ООО фирма «ПУЛЬС»

101000, Москва, Малый Златоустинский пер., дом 10, стр. 3АБ.
Тел./факс: (095) 923-1085, 923-2342, 921-4700 E-mail:
105275, Москва, 8-ая ул. Соколиной Горы, дом 4, корп. 1.
Тел./факс: (095) 366-0912, 365-0040, 365-0914 E-mail:
Используются технологии uCoz