![]() |
|
Статьи: ККМ
Кассир - одна из ключевых фигур торгового зала. Именно он является окончательным звеном при расчете с покупателем, и от его работы во многом зависит точность и быстрота обслуживания посетителей. Сегодняшний уровень автоматизации кассовых узлов не только облегчает труд кассира, но и требует от него нового уровня подготовки. Кассир является неотъемлемой частью торгового зала, своего рода "визиткой магазина" - именно общение с ним оставляет у покупателя впечатление от магазина, супермаркета или даже целой сети. Через кассу проходит каждый посетитель, совершивший покупку, и очевидно, что ошибки кассира напрямую сказываются либо на кармане покупателя, либо на прибыли магазина. Очередь в магазине или ее отсутствие - также во многом результат работы кассиров. Отсюда и большое значение этой, казалось бы, простой профессии.
Если несколько лет назад
касса представляла собой механический аппарат с нередко застревающей бумагой
для чеков, то сегодня она полностью преобразилась. "Касса сегодня
- это компьютер со специфической периферией, который позволяет как можно
быстрее продавать товар, - говорит Андрей Долудь, начальник компьютерного
отдела компании "Седьмой Континент". - Сканер с многоплоскостным
считыванием, считав бар-код, тут же передает его в компьютер, где суммируются
все покупки, и после этого покупатель получает чек". Все больше касс
оснащаются терминалами для обслуживания кредитных карт.
Современные кассы способны
выдать массу полезной аналитической информации, главное - умело ею воспользоваться:
например, несложно узнать сколько на данный момент в кассе наличных, как
идет торговля товарами по разным отделам, даже отследить, как работают
продавцы. Но, как правило, эти задачи решаются в конце смены в аналитическом
центре компании, куда сходятся данные со всех кассовых терминалов торговой
сети.
Искать или учить? Работников кассового узла
готовят в основном в колледжах (профтехучилищах и техникумах) - здесь
дают основные и необходимые знания для работы на кассах, внимательности,
устного счета и т.п. Кроме того, существуют многочисленные курсы переподготовки,
где кассиров обучают работе на новых кассовых системах с различным программным
обеспечением, работе с кредитными и дисконтными картами, также здесь можно
за полгода-год освоить профессию "с нуля". К тому же российское
правительство постановило, что экстерном приобрести ряд специальностей
нельзя - необходимо обязательно пройти обучение, продавцы-кассиры и операторы
контрольно-кассовых машин - в числе этих профессий.
Требования к кассирам Предпочтительный возраст
кассира - от 20 до 40 лет, сотрудники должны быть легко обучаемыми, ведь
каждый год внедряется что-то новое. "Мы набираем сотрудников с 1-2-х летним опытом работы кассиром и средним специальным образованием и обучаем работе на наших кассовых системах, работе с кредитными и дисконтными картами. Кроме того, кассир знакомится с политикой компании и корпоративной культурой" коммуникативным уровнем
- общительностью, доброжелательностью, терпимостью в общении, стремлением
к налаживанию контактов с людьми, низким уровнем агрессивности, внимательностью
и возможно педантичностью, энергичностью, стрессоустойчивостью, ответственностью,
развитым чувством товарищества и взаимопомощи по отношению к коллегам,
отсутствием дефектов речи и внешности.
Перспективы кассира В прошлом вопрос перспектив
для кассовых работников практически не стоял -кассирами работали либо
лица предпенсионного возраста, либо молодежь, дополнительно обучающаяся.
Но сегодня в компаниях начинают ценить способных людей и дают им возможность
реализовать свои способности - самые лучшие кассиры становятся после обучения
старшими кассирами, операторами и т.д. И это не теория, а действительность.
"Кассиры, хорошо зарекомендовавшие себя и проработавшие не меньше
полугода в компании, могут пройти обучение и, сдав аттестационный экзамен,
занять более высокую должность. У нас есть пример, когда кассир стал заместителем
директора супермаркета, успешно пройдя все ступени карьерного роста",
- говорит Марина Дорошева.
Воруют? Проблема воровства кассового
персонал с внедрением современного кассового оборудования практически
сведена к нулю - от работника сегодня не требуется непосредственное введение
суммы. Да и по словам специалистов по персоналу, кассиры, прошедшие отбор
в крупной сети, дорожат рабочим местом.
Изменения у кассы "Сегодня, с ростом благосостояния россиян растет покупательский поток в магазинах, что требует от кассиров быстрой и внимательной работы. Стремительно изменяется оборудование, которое кассир должен оперативно осваивать. За последние год-два увеличилось и будет расти число кредитных карт у покупателей, кроме того, мы активно внедряем дисконтные карты для наших постоянных посетителей. И, конечно, улыбка, приветствие и благодарность -непременные атрибуты конкурентоспособной сети уже сегодня", - заключает Элина Кулакова. Новости торговли, апрель 2001г. |
© ООО фирма «ПУЛЬС» 101000, Москва, Малый Златоустинский пер., дом 10, стр. 3АБ. Тел./факс: (095) 923-1085, 923-2342, 921-4700 E-mail: puls@hotbox.ru 105275, Москва, 8-ая ул. Соколиной Горы, дом 4, корп. 1. Тел./факс: (095) 366-0912, 365-0040, 365-0914 E-mail: pulsmoskkm@mtu-net.ru |