На главную страницу >>
О фирме
Контакты
Схема проезда
Наши цены
 
Торговое оборудование

ККМ
POS
Весы
Расходные материалы
Счетчики
Детекторы
Уничтожители

 
АМК
Установка
Обслуживание
 
Услуги
Ремонт
Техническое обслуживание
 
Автоматизация
На базе АМС
Оборудование
 
Статьи
ККМ, Весы, другое
Автоматизация
 
Разное
Законы
Ссылки
 
 

 

Статьи: ККМ

Эталонизация ККМ

На страницах нашего журнала довольно часто упоминаются Лаборатория эталонных образцов ККМ (ЛЭО) и специальное конструкторское бюро вычислительной техники "Искра" - организации, известные всем, кто имеет отношение к кассовым аппаратам. Сегодня мы публикуем интервью с руководителем СКБВТ "Искра" Мариной Борисовной ЯРОШЕВСКОЙ. Оно задумывалось как повященное итогам эталонизации ККМ, но разговор вышел за рамки одной проблемы.

Итак,
- Марина Борисовна, расскажите: как и кем была задумана эталонизация?
- Чтобы ответить на этот вопрос, начну издалека - о назначении Лаборатории эталонных образцов. Оно заключалось в том, чтобы генеральные поставщики привозили в нее новый аппарат, ноши сотрудники его опломбировывали, и затем он представлял бы собой образец данной ККМ, которому должны соответствовать и все остальные модели под этим же названием. Но в конце 90-х мы поняли, что выпускаемые кассовые аппараты не аналогичны хранящимся у нас образцам.

Тому было несколько причин. Прежде всего, отечественные производители касс всегда сильно зависят от поставок зарубежных микросхем. Если выпуск какой-то из них прекращается, то российский завод переходит на другие комплектующие, о в результате продукт меняется. Модификации возникали и при исправлении ошибок, найденных в уже запущенном в производство аппарате. Рождались они и путем злонамеренных изменений конфигурации касс в целях корректировки пользователем выручки. Контролирующие органы в таких условиях уже не могли отличить легальную версию кассы от нелегальной.

Когда в Государственной межведомственной экспертной комиссии (ГМЭК) поняли масштабы этого явления, то сначала даже подумывали о радикальном решении - заменить 70% всех работающих касс. Но это было бы ударом для владельцев ККМ, поэтому пришлось искать более мягкий путь. Над ним мы думали с 1998 года и через год поняли, как можно узаконить такое многообразие кассовых аппаратов (естественно, легальных). В 2000 году были созданы два документа: ведомость версий и паспорт версии ККМ, который описывал основные технические узлы машины и содержал номер ее версии.

У генеральных поставщиков ЛЭО запросила перечень версий, за которые они несут ответственность. Их оказалось более 800. Всю эту массу предстояло освидетельствовать, паспортизировать и занести в наш Банк эталонных версий (БЭВ). Процесс шел очень тяжело, сроки окончания эталонизации пришлось переносить. Чтобы со стороны лаборатории не было задержки, мы наняли дополнительных сотрудников, закупили оборудование, которое впечатывало в защищенный бланк паспорта наименование модели и номер версии.
Для БЭВ пришлось приобрести огромное цифровое хранилище. Но цепочка ведь довольно длинная: бланки паспортов приходят к нам из типографии, мы заполняем их верхнюю часть, фиксируем эти данные в базе, отсылаем ЦТО и поставщикам. После этого центры отправляют нам копии уже выданных документов, чтобы мы дополнили информацию о каждой кассе в своей базе. Скажем, на этапе проверки присланных копий паспортов много сложностей и временных потерь: они бывают заполнены неправильно, и ЛЭО работает с ЦТО по каждому конкретному случаю.

- Руководители центров технического обслуживания очень хотели получать паспорта без указания версии кассового аппарата. По их мнению, это ускорило бы работу. По какой причине вы не пошли им навстречу?
- Я прекрасно их понимаю: чистые бланки, только с наименованием аппарата, им были удобны. Но тогда нам стало бы невозможно вести статистику по выданным паспортам; началась бы их перепродажа и прочие безобразия - тем более, что наши действия не могут противоречить решениям ГМЭК.

- Марина Борисовна, ходит много разговоров о том, что паспорт в ходе эталонизации сильно подорожал...
- Это лукавство центров технического обслуживания. Лаборатория эталонных образцов продает паспорт ЦТО за 36 рублей, а генеральному поставщику - за 30 (это не считая налога на добавленную стоимость).
Для пользователя ККМ цена паспорта оказывается более высокой, поскольку ЦТО и генеральные поставщики добавляют свою наценку. Это их коммерческие отношения с клиентом, которые мы не можем контролировать.

- Многих не устраивает то, что паспорт надо менять при продаже кассы другому лицу. Эта процедура не кажется вам излишней?
- С моей точки зрения, она имеет смысл: ведь никому неизвестно, что делал с аппаратом прежний владелец. По уму, надо бы заново паспортизировать кассу при ее продаже, но мы отлично понимаем чувства покупателей ККМ и сознаем, что наша задача - не продажа и не бесконечная замена паспортов. Поэтому из этой ситуации найден следующий выход: к паспорту кассы будет выпущен дополнительный лист. В нем пользователь найдет 4 графы, в которые можно будет записывать нового владельца ККМ. В любом аппарате заложена возможность только четырех регистрации в контролирующих органах, так что большего количества строк не требуется. Возможно, он будет содержать еще какую-то информацию. Но прежде чем лист будет утвержден на заседании ГМЭК, мы не можем его заказывать в типографии. Вопрос должен быть решен до конца марта.

- Каковы на сегодняшний день результаты эталонизации?
- Освидетельствовано 80% ККМ - это не идеальный, но очень хороший показатель. Во-первых, проведена инвентаризация всего "кассового хозяйства". Мы выяснили, что 60% ККМ пригодны к использованию. Остальные, не соответствующие современным требованиям ГМЭК, теперь "доживут" свой срок амортизации и будут заменены.
Во-вторых, генеральные поставщики стали более трепетно относиться к своей работе. Они уже не могут, получив новую микросхему, выпустить еще одну модификацию кассы. Теперь существует документ о порядке внесения изменений в ККМ, который регламентирует этот процесс. Там указано, что производитель сначала должен выпустить извещение о модификации, а затем направить ее в экспертную организацию, где новинка пройдет проверку. После этого документы об экспертизе попадут в архив ЛЭО, а в некоторых случаях требуется утверждение ГМЭК. Процедура не из легких.
В-третьих, центры технического обслуживания поняли, что бесконтрольное изменение кассы может подвести клиента под монастырь, и он из-за этого уйдет в другой ЦТО. Сейчас, по закону, всю ответственность за несанкционированное проникновение в ККМ несет пользователь. Но в новой редакции закона (он теперь будет называться "О применении кассовой техники"), которая сейчас проходит очередное чтение в Госдуме, будет особая строка - о разделении ответственности между ЦТО и владельцем кассового аппарата.

Пока эталонизация не закончилась на все 100%, МНС направила в региональные отделения указание временно не предъявлять претензий к владельцам касс, не имеющих паспортов. Но после принятия соответствующего решения ГМЭК налоговая инспекция начнет штрафовать за это.

- Марина Борисовна, каков порядок паспортизации новых касс?
- Покупатель теперь приобретает ККМ в комплекте с паспортом. Сейчас генеральные поставщики уже заказывают паспорта в основном не для эксплуатирующихся касс, а для новой техники, и цена документа закладывается в стоимость аппарата. Напомню, что центры технического обслуживания не должны закупать ККМ без паспортов.

- Сотрудники центров технического обслуживания часто сетуют на недостаток информации от официальных органов. Чем вы это объясняете?
- Прежде всего, недальновидностью многих руководителей ЦТО, ведь "Искра" официально оказывает информационные услуги, которые стоят недорого. Во-первых, можно покупать наш ежемесячный журнал под названием "Контрольно-кассовые машины". Всем подписчикам мы высылаем специальные бюллетени, если между выходом двух номеров издаются какие-то важные постановления или выходят протоколы.
Во-вторых, за 600 долларов в год можно подписаться на полное информационное обслуживание, которое включает получение заказчиком пяти журналов, приложений к ним, свежих протоколов ГМЭК и возможность консультации с нами по телефону. Стабильно работающий крупный центр технического обслуживания может себе это позволить. А остальным нечего и делать на рынке ККМ. Мы не заинтересованы в центрах-однодневках, которые, в силу зыбкости своего положения, не несут никакой ответственности. В стране надежных ЦТО - примерно 40%.
В-третьих, мы всю информацию - например, об изменениях в реестре - размещаем на сайте www.gmek-kkm.ru. Так что всем, кто имеет доступ в Интернет, даже не обязательно покупать журнал с реестром. Нас это, честно говоря, даже беспокоит, поскольку издание и так убыточно. А если тираж еще и не раскупается, остается только развести руками.

- Вероятно, издание журнала финансируется из бюджета?
- Нет, СКБВТ "Искра" - небюджетная организация, которая работает на самоокупаемости. Никто официально не поддерживает ни ее, ни Лабораторию эталонных образцов ККМ. Люди работают бесплатно в ГМЭК, в группах по корректировке технических требований к аппаратам. Просто это наша профессия, и она нам нравится.

- Вы упомянули работу над техническими требованиями. Будут ли они как-то меняться в ближайшее время?
- Да, сейчас разрабатываются унифицированные технические требования к ККМ. Но в части качества и защищенности касс они почти не меняются. Эта работа проводится для уточнения классификатора кассовых аппаратов: что для какой сферы деятельности подходит. Хотя одно серьезное изменение в эти требования уже внесено. Многие, наверное, слышали об ЭКЛЗ - электронной контрольной ленте с защитой. Это изделие уже существует. Оно сделано ФАПСИ и сейчас уже готовится к внедрению. У кассовых аппаратов, оснащенных этой разработкой, не будет контрольной ленты, зато в памяти информация о каждой покупке сохранится в течение 1 года. Устройство это имеет криптографическую защиту ФАПСИ.

Опытная партия ЭКЛЗ сейчас находится у некоторых генеральных поставщиков, которые трудятся над возможностью внедрения этой технологии в ККМ. Первый опыт комплектации уже есть: ЭКЛЗ встроили в один из фискальных регистраторов. В ближайшее время мы собираемся начать процесс сертификации этого изделия. Есть планы за этот год доработать для возможности ее подключения все кассы, а с 2003 года планируется допустить к производству только те модели, где это внедрение осуществлено. Тогда же начнется и установка устройства на уже действующие ККМ. Несколько позже я расскажу об ЭКЛЗ подробнее.

- Марина Борисовна, как вы оцениваете состояние кассовой отрасли на данный момент?
- Ситуация в ней внушает оптимизм. Конечно, мы сделали едва ли половину того, что следовало бы по этой части в цивилизованном государстве. Но ведь работа началось лишь в 1993 году. И за это время количество кассовых аппаратов в стране с нескольких тысяч увеличилось до 2 миллионов. При этом деноминацию мы провели всего за полгода, эталонизацию - за год. Это отличный результат. Еще 9 лет - и на рынке кассовой техники будет полный порядок.

Беседовала Елена Горелкина, Витрина. Торговое оборудование, март 2002 г.


© ООО фирма «ПУЛЬС»

101000, Москва, Малый Златоустинский пер., дом 10, стр. 3АБ.
Тел./факс: (095) 923-1085, 923-2342, 921-4700 E-mail:
105275, Москва, 8-ая ул. Соколиной Горы, дом 4, корп. 1.
Тел./факс: (095) 366-0912, 365-0040, 365-0914 E-mail:
Используются технологии uCoz