|
|
На
страницах нашего журнала довольно часто упоминаются Лаборатория эталонных
образцов ККМ (ЛЭО) и специальное конструкторское бюро вычислительной техники
"Искра" - организации, известные всем, кто имеет отношение к
кассовым аппаратам. Сегодня мы публикуем интервью с руководителем СКБВТ
"Искра" Мариной Борисовной ЯРОШЕВСКОЙ. Оно задумывалось как
повященное итогам эталонизации ККМ, но разговор вышел за рамки одной проблемы.
Итак,
- Марина Борисовна, расскажите: как и кем была задумана эталонизация?
- Чтобы ответить на этот вопрос, начну издалека - о назначении Лаборатории
эталонных образцов. Оно заключалось в том, чтобы генеральные поставщики
привозили в нее новый аппарат, ноши сотрудники его опломбировывали, и
затем он представлял бы собой образец данной ККМ, которому должны соответствовать
и все остальные модели под этим же названием. Но в конце 90-х мы поняли,
что выпускаемые кассовые аппараты не аналогичны хранящимся у нас образцам.
Тому было несколько причин. Прежде всего, отечественные
производители касс всегда сильно зависят от поставок зарубежных микросхем.
Если выпуск какой-то из них прекращается, то российский завод переходит
на другие комплектующие, о в результате продукт меняется. Модификации
возникали и при исправлении ошибок, найденных в уже запущенном в производство
аппарате. Рождались они и путем злонамеренных изменений конфигурации касс
в целях корректировки пользователем выручки. Контролирующие органы в таких
условиях уже не могли отличить легальную версию кассы от нелегальной.
Когда в Государственной межведомственной экспертной
комиссии (ГМЭК) поняли масштабы этого явления, то сначала даже подумывали
о радикальном решении - заменить 70% всех работающих касс. Но это было
бы ударом для владельцев ККМ, поэтому пришлось искать более мягкий путь.
Над ним мы думали с 1998 года и через год поняли, как можно узаконить
такое многообразие кассовых аппаратов (естественно, легальных). В 2000
году были созданы два документа: ведомость версий и паспорт версии ККМ,
который описывал основные технические узлы машины и содержал номер ее
версии.
У генеральных поставщиков ЛЭО запросила перечень
версий, за которые они несут ответственность. Их оказалось более 800.
Всю эту массу предстояло освидетельствовать, паспортизировать и занести
в наш Банк эталонных версий (БЭВ). Процесс шел очень тяжело, сроки окончания
эталонизации пришлось переносить. Чтобы со стороны лаборатории не было
задержки, мы наняли дополнительных сотрудников, закупили оборудование,
которое впечатывало в защищенный бланк паспорта наименование модели и
номер версии.
Для БЭВ пришлось приобрести огромное цифровое хранилище. Но цепочка ведь
довольно длинная: бланки паспортов приходят к нам из типографии, мы заполняем
их верхнюю часть, фиксируем эти данные в базе, отсылаем ЦТО и поставщикам.
После этого центры отправляют нам копии уже выданных документов, чтобы
мы дополнили информацию о каждой кассе в своей базе. Скажем, на этапе
проверки присланных копий паспортов много сложностей и временных потерь:
они бывают заполнены неправильно, и ЛЭО работает с ЦТО по каждому конкретному
случаю.
- Руководители центров технического обслуживания
очень хотели получать паспорта без указания версии кассового аппарата.
По их мнению, это ускорило бы работу. По какой причине вы не пошли им
навстречу?
- Я прекрасно их понимаю: чистые бланки, только с наименованием аппарата,
им были удобны. Но тогда нам стало бы невозможно вести статистику по выданным
паспортам; началась бы их перепродажа и прочие безобразия - тем более,
что наши действия не могут противоречить решениям ГМЭК.
- Марина Борисовна, ходит много разговоров о том,
что паспорт в ходе эталонизации сильно подорожал...
- Это лукавство центров технического обслуживания. Лаборатория эталонных
образцов продает паспорт ЦТО за 36 рублей, а генеральному поставщику -
за 30 (это не считая налога на добавленную стоимость).
Для пользователя ККМ цена паспорта оказывается более высокой, поскольку
ЦТО и генеральные поставщики добавляют свою наценку. Это их коммерческие
отношения с клиентом, которые мы не можем контролировать.
- Многих не устраивает то, что паспорт надо менять
при продаже кассы другому лицу. Эта процедура не кажется вам излишней?
- С моей точки зрения, она имеет смысл: ведь никому неизвестно, что делал
с аппаратом прежний владелец. По уму, надо бы заново паспортизировать
кассу при ее продаже, но мы отлично понимаем чувства покупателей ККМ и
сознаем, что наша задача - не продажа и не бесконечная замена паспортов.
Поэтому из этой ситуации найден следующий выход: к паспорту кассы будет
выпущен дополнительный лист. В нем пользователь найдет 4 графы, в которые
можно будет записывать нового владельца ККМ. В любом аппарате заложена
возможность только четырех регистрации в контролирующих органах, так что
большего количества строк не требуется. Возможно, он будет содержать еще
какую-то информацию. Но прежде чем лист будет утвержден на заседании ГМЭК,
мы не можем его заказывать в типографии. Вопрос должен быть решен до конца
марта.
- Каковы на сегодняшний день результаты эталонизации?
- Освидетельствовано 80% ККМ - это не идеальный, но очень хороший показатель.
Во-первых, проведена инвентаризация всего "кассового хозяйства".
Мы выяснили, что 60% ККМ пригодны к использованию. Остальные, не соответствующие
современным требованиям ГМЭК, теперь "доживут" свой срок амортизации
и будут заменены.
Во-вторых, генеральные поставщики стали более трепетно относиться к своей
работе. Они уже не могут, получив новую микросхему, выпустить еще одну
модификацию кассы. Теперь существует документ о порядке внесения изменений
в ККМ, который регламентирует этот процесс. Там указано, что производитель
сначала должен выпустить извещение о модификации, а затем направить ее
в экспертную организацию, где новинка пройдет проверку. После этого документы
об экспертизе попадут в архив ЛЭО, а в некоторых случаях требуется утверждение
ГМЭК. Процедура не из легких.
В-третьих, центры технического обслуживания поняли, что бесконтрольное
изменение кассы может подвести клиента под монастырь, и он из-за этого
уйдет в другой ЦТО. Сейчас, по закону, всю ответственность за несанкционированное
проникновение в ККМ несет пользователь. Но в новой редакции закона (он
теперь будет называться "О применении кассовой техники"), которая
сейчас проходит очередное чтение в Госдуме, будет особая строка - о разделении
ответственности между ЦТО и владельцем кассового аппарата.
Пока эталонизация не закончилась на все 100%, МНС
направила в региональные отделения указание временно не предъявлять претензий
к владельцам касс, не имеющих паспортов. Но после принятия соответствующего
решения ГМЭК налоговая инспекция начнет штрафовать за это.
- Марина Борисовна, каков порядок паспортизации
новых касс?
- Покупатель теперь приобретает ККМ в комплекте с паспортом. Сейчас генеральные
поставщики уже заказывают паспорта в основном не для эксплуатирующихся
касс, а для новой техники, и цена документа закладывается в стоимость
аппарата. Напомню, что центры технического обслуживания не должны закупать
ККМ без паспортов.
- Сотрудники центров технического обслуживания
часто сетуют на недостаток информации от официальных органов. Чем вы это
объясняете?
- Прежде всего, недальновидностью многих руководителей ЦТО, ведь "Искра"
официально оказывает информационные услуги, которые стоят недорого. Во-первых,
можно покупать наш ежемесячный журнал под названием "Контрольно-кассовые
машины". Всем подписчикам мы высылаем специальные бюллетени, если
между выходом двух номеров издаются какие-то важные постановления или
выходят протоколы.
Во-вторых, за 600 долларов в год можно подписаться на полное информационное
обслуживание, которое включает получение заказчиком пяти журналов, приложений
к ним, свежих протоколов ГМЭК и возможность консультации с нами по телефону.
Стабильно работающий крупный центр технического обслуживания может себе
это позволить. А остальным нечего и делать на рынке ККМ. Мы не заинтересованы
в центрах-однодневках, которые, в силу зыбкости своего положения, не несут
никакой ответственности. В стране надежных ЦТО - примерно 40%.
В-третьих, мы всю информацию - например, об изменениях в реестре - размещаем
на сайте www.gmek-kkm.ru. Так что всем, кто имеет доступ в Интернет, даже
не обязательно покупать журнал с реестром. Нас это, честно говоря, даже
беспокоит, поскольку издание и так убыточно. А если тираж еще и не раскупается,
остается только развести руками.
- Вероятно, издание журнала финансируется из бюджета?
- Нет, СКБВТ "Искра" - небюджетная организация, которая работает
на самоокупаемости. Никто официально не поддерживает ни ее, ни Лабораторию
эталонных образцов ККМ. Люди работают бесплатно в ГМЭК, в группах по корректировке
технических требований к аппаратам. Просто это наша профессия, и она нам
нравится.
- Вы упомянули работу над техническими требованиями.
Будут ли они как-то меняться в ближайшее время?
- Да, сейчас разрабатываются унифицированные технические требования к
ККМ. Но в части качества и защищенности касс они почти не меняются. Эта
работа проводится для уточнения классификатора кассовых аппаратов: что
для какой сферы деятельности подходит. Хотя одно серьезное изменение в
эти требования уже внесено. Многие, наверное, слышали об ЭКЛЗ - электронной
контрольной ленте с защитой. Это изделие уже существует. Оно сделано ФАПСИ
и сейчас уже готовится к внедрению. У кассовых аппаратов, оснащенных этой
разработкой, не будет контрольной ленты, зато в памяти информация о каждой
покупке сохранится в течение 1 года. Устройство это имеет криптографическую
защиту ФАПСИ.
Опытная партия ЭКЛЗ сейчас находится у некоторых
генеральных поставщиков, которые трудятся над возможностью внедрения этой
технологии в ККМ. Первый опыт комплектации уже есть: ЭКЛЗ встроили в один
из фискальных регистраторов. В ближайшее время мы собираемся начать процесс
сертификации этого изделия. Есть планы за этот год доработать для возможности
ее подключения все кассы, а с 2003 года планируется допустить к производству
только те модели, где это внедрение осуществлено. Тогда же начнется и
установка устройства на уже действующие ККМ. Несколько позже я расскажу
об ЭКЛЗ подробнее.
- Марина Борисовна, как вы оцениваете состояние
кассовой отрасли на данный момент?
- Ситуация в ней внушает оптимизм. Конечно, мы сделали едва ли половину
того, что следовало бы по этой части в цивилизованном государстве. Но
ведь работа началось лишь в 1993 году. И за это время количество кассовых
аппаратов в стране с нескольких тысяч увеличилось до 2 миллионов. При
этом деноминацию мы провели всего за полгода, эталонизацию - за год. Это
отличный результат. Еще 9 лет - и на рынке кассовой техники будет полный
порядок.
Беседовала Елена Горелкина, Витрина. Торговое
оборудование, март 2002 г.
|